Записки одинокого странника
Культура
(от 04.05.2025)

2025 год

04.05.2025.
{
  Сати. Нескучная классика. Борис Березовский. 28.04

"Публика обожает его за виртуозность и необычные программы, журналисты отмечают сдержанность, ученики в один голос говорят о его доброте. И все это – о сегодняшнем госте Сати Спиваковой – пианисте Борисе Березовском."

Это был неожиданно для меня очень инересный разговор. Березовский высказал целый ряд нетривиальных мыслей о музыке и музыкантах.
}


03.05.2025.
{
  Большое интервью писателя Захара Прилепина Евгению Давутову (программа "На связи").

Очень интересное и содержательное интервью – посмотрел с удовольствием и пользой, хотя и очень редко смотрю видео длительностью >1 часа. См. содержание ниже.

  ЗахарПрилепин Большое интервью о русской идентичности, Украине, СВО и национализме May03 12:33 [1h]
( ИЛИ https://vk.com/souzveche?z=video-101369843_456240622%2Fvideos-101369843%2Fpl_-101369843_-2 )
{
  Таймкоды:

00:00 – Начало.
01:07 – Книга Захара Прилепина «Незаконный» [о М. Шолохове].
01:37 – Политические взгляды Захара Прилепина (кто на них повлиял) и Владимира Путина.
06:17 – Григорий Мелихов в 2025 г. Две книги, которые перечитывал А.Захарченко.
07:35 – Тайный смысл Штокмана в «Тихом Доне». Кто занимался расказачиванием и что с ними сделал Сталин. Почему вождь настоял на Сталинской премии М. Шолохову.
13:17 – Тихий Дон на Украине повторился. Почему Россия и Беларусь проскочили.
18:07 – Литераторы все предсказали? Слова о применении ядерного оружия материализуются… Предвидение Захара Прилепина.
22:53 – СВО меняет идеологию государства, но денег на фильмы В.Бортко не дают. Почему актеры, сыгравшие ополченцев, попадают в черный список российского кинематографа.
29:45 – Сергей Есенин. Психология поэта. Тайна его смерти.
37:35 – Священное Писание христиан и Коран – взгляд на конец истории человечества. Апти Алаудинов, как примиритель.
40:41 – Народы России в борьбе с фашизмом. Главная ошибка российских националистов. Кто такие русские?
45:20 – Владимир Высоцкий – русофил? Что мучило поэта.
51:30 – Как руководство СССР следило за культурой населения.
53:30 – Игорь Тальков. Ошибки поэта. За кого он был бы на СВО?
58:40 - Три книги, повлиявшие на становление личности Захара Прилепина.
01:01:03 - Концовка.
01:02:04 - Что не вошло в интервью.

Дополню :
 - о Есенине  с 30 мин, 
 - о Высоцком с 45 мин,
 - 3 книги : 
     Гайто Газданов. Вечер у Клэр. 
     Л. Леонов. Дорога на океан.
     А. Терехов. Каменный мост.  
 - упомянута скульптор Елена Брусенцова (1983 гр). 
"Вечер у Клэр" читал, "Дорога на океан" и "Каменный мост" есть, но ещё не прочитаны. }
}


16.04.2025.
{
    Писатель Герман Садулаев о литературе и чтении вообще.

   Герман Садулаев «За литературой остается функция осмысления. Её не могут забрать себе ни кинофильмы, ни интернет» 10.04

В последнее время писатель Герман Садулаев несколько раз высказался о проблемах современной литературы на разных площадках. И, можно сказать, сформулировал принципиально новую гипотезу, которая безусловно достойна отдельной беседы. «Писателей слишком много… проблема в том, что мы создаем непотребляемые вещи. <…> Написано уже столько, что никто не сможет это прочитать даже за тысячу лет», – пишет Садулаев в своей последней книге «Никто не выVOZит эту жизнь».

«ВН»: – Герман, вы как будто взглянули на давнюю проблему под непривычным углом. Не мало читают – а много пишут. Это некая философская позиция касательно литературы?

– Прежде всего, я работаю в редакции «КПД» издательства «АСТ». Я там заведующий редакцией. Поэтому современная издательская деятельность и литература не только волнуют меня как человека, но это еще и входит в сферу моей профессиональной деятельности прямо сейчас. Поэтому, конечно же, я задумываюсь о том, как существует нынешняя литература и что можно было бы сделать, чтобы улучшить ее нынешнее состояние.

«ВН»: – Проведем аналогию. Когда я лет двенадцать назад работал в музее, были популярны такие исследования на тему «Как поменялись функции современного музея». Музей сегодня перестали воспринимать как источник истины, теперь это общественное пространство и так далее. А как вы видите функции литературы сегодня?

– Литература, конечно, всегда имела развлекательную функцию. Это не единственная ее функция. Но литература всегда была способом проведения досуга, способом отдыха культурного человека. И в этой сфере, конечно, литература очень сильно сдала, потому что она уступила другим носителям – видеопродукции, кинофильмам, интернету.

Поэтому развлекательность из литературы как бы вымывается. Но литература остается средством передачи смыслов, средством поиска истины, средством осмысления истории и текущего момента.

Мы видим, что прослойка думающего читателя сейчас очень узка. Всем нам на память приходит советское время с его миллионными тиражами. Да и первое постсоветское время, когда сняли запреты и хлынула куча эмигрантской литературы, так или иначе запрещенной ранее литературы. Всё это издавалось огромными тиражами, всё это читалось.

В 2000-х годах уже пошел спад литературы, спад тиражей и, главное, спад читательского интереса. Потому что выросли уже новые поколения, для которых обращение к книге действительно стало чем-то иным.

Это как раз то, что вы говорили о музее. Действительно изменилось отношение к музеям и к литературе тоже. У человека нового поколения часто просто нет привычки читать, привычки узнавать что-то новое через книгу. Потому что у него есть другие носители.

Я сказал о том, что развлекательная функция литературы отходит ввиду сильной конкуренции видео и интернета. Но также и информативная функция литературы тоже слабеет. Потому что опять же часто для информации люди смотрят видео, смотрят «Ютуб» какой-нибудь. Хотя он у нас и запрещен, но всё равно все смотрят через VPN.

И опять же обращаются к интернету, к той же богомерзкой «Википедии» часто обращаются люди в поисках информации. И меньше обращаются к книгам.

Но всё же функцию осмысления истории текущего момента, его проживание никто не может отнять у литературы. Эта функция имманентна литературе как высшей форме существования человеческой речи.

«ВН»: – Здесь у литературы есть монополия?

Литература – это высшая форма существования человеческой речи. Это речь наиболее организованная, наиболее формализованная, наиболее изощренная, сложная. Наполненная большим количеством смыслов и подтекстов. И вот за литературой остается функция осмысления. Ее не могут полностью забрать себе ни кинофильмы, ни интернет.

Узка прослойка людей, которых это сейчас интересует именно в таком формате. Может быть, эта прослойка и не была никогда очень широкой. Ведь возникновение огромного читательского слоя, состоявшего из очень широкого класса советской интеллигенции и полуинтеллигенции, было несколько искусственным феноменом. Это было порождение советского строя.

Когда советский строй был уничтожен и на его место пришел капитализм, очень быстро (в течение каких-то десятилетий) оказалось, что такого количества интеллигенции просто не нужно. Не нужно, например, для экономики. Тем более для экономики компрадорской страны, которая просто качает свои ресурсы на Запад. Не нужно такое количество интеллектуалов. Оно просто не вписывается в экономику.

И эти люди либо переходят к какому-то простому ручному труду, либо занимаются бизнесом, коммерцией и так далее. Но они уходят из той прослойки, которая считала едва ли не целью своего существования мыслительную деятельность и такое обмозговывание всего, что происходит. Сейчас таких людей мало. И читают сейчас, конечно, мало. Меньше, чем раньше.

И, опять же, я повторю. Это нытье, понятно, всем уже надоело. Но что поделать, если такова правда. Мы перестали быть самой читающей страной. Мы сейчас читаем не только меньше, чем Советский Союз, но мы читаем и меньше, чем другие страны. Мы читаем меньше, чем читает Китай, или Индия, или Иран. И мы читаем меньше даже, чем западные страны – чем Франция, Германия.

Мы всё время смеемся над американцами, что они такие тупые, необразованные и ничего не знают за пределами своей страны. И у нас такой образ американца как такого малообразованного человека, который не может найти на карте Конго или Казахстан и вообще ничего не знает об этом мире и смотрит только свои голливудские фильмы и пьет пиво. Есть у нас такой стереотип про американцев.

Но этот стереотип, как и все стереотипы, поверхностный. Факты состоят в том, что в Америке читают книги. И читают гораздо больше, чем в России на данный момент. Тиражи у них гораздо больше, чем в России.

«ВН»: – И там довольно популярна именно интеллектуальная литература, к слову говоря.

– У них вот вокруг университетских кампусов существует довольно развитая интеллектуальная жизнь. И это всё есть сейчас в принципе во всем мире. А мы сейчас начинаем в этом смысле плестись в хвосте цивилизации. В том числе и в части чтения, в части литературы. Мы плетёмся в хвосте цивилизации.

«ВН»: – Бумажные тиражи у нас падают. Но говорят, что много читают в интернете.

– Да, часто говорят, что это всё касается только бумажных книг, потому что люди читают электронные книги. Но это неправда. Читающие люди по-прежнему читают больше бумажных книг. Я это знаю по своему издательству, по статистике продаж. Всё-таки у нас на 10 бумажных книг продается примерно одна электронная книга и одна аудиоверсия.

Поэтому те, кто читает, всё-таки предпочитают бумажные книги. На Западе больше продается электронных книг, но тем не менее бумажных книг там тоже продается очень много.

Вопрос, конечно, еще и качества издаваемой литературы, качества чтения. Как я уже сказал, развлекательная функция уходит постепенно из литературы. Но она всё еще остается. И по-прежнему у развлекательной литературы тиражи и аудитория больше, чем у серьезной литературы. Больше, скажем так, как минимум на порядок, а то и на два порядка.

«ВН»: – Вероятно, это нормальная ситуация?

– Я бы не бил по этому поводу тревогу. Именно по поводу того, что развлекательная литература продается больше. Ну, скажем, жанровая литература, детективы, романы, фэнтези, даже манга какая-нибудь хорошо продаются. Я бы не бил по этому поводу в набат.

Мне кажется, что неправы те, кто вот этот наш маленький участок литературы начинает еще как-то больше делить. И начинают кричать, что вот «надо запретить эту развлекательную литературу или уменьшать ее распространение» и так далее, и так далее.

Для меня вообще радость, когда человек просто читает. Это замечательно, когда человек просто читает книгу. Это уже очень хорошо.

Я бы призвал наших литераторов и людей из литературного мира радоваться за каждого человека, который просто читает книгу. Который может взять книгу и прочесть ее от начала до конца. Сейчас это довольно редкий человек.

И здесь уже не так важно, что это за книга. Допустим, это может быть детектив, и это хорошо. Если человек может прочитать детектив, значит, он сможет прочитать и какой-нибудь современный роман, он сможет прочитать и какую-нибудь классику.

Если он вообще может читать, пускай даже дамский роман, это значит, что он может читать. И значит, что при определенной подаче, при определенных обстоятельствах он возьмет и прочитает хорошую книгу тоже.

Мне гораздо более опасной кажется та ситуация, что у нас значительная часть людей вообще не читает. И вот заставить прочитать хорошую книгу человека, который вообще не имеет привычки читать книги, практически невозможно. У него нет навыка чтения. И это большая проблема.

А то, что люди читают много фэнтези, – это хорошо. Слава богу, пускай читают. Пускай читают хоть что-то. Пускай. Главное – сохранить этот навык чтения. Саму по себе культуру чтения сохранить.


Дмитрий Зуев
10 апреля 2025
}


18.04.2025. ТВ-Культура :
{
  Главная роль: Владимир Васильев. [20 мин] К 85-летию Владимира Васильева

Поразительны жизненная энергия, оптимизм и свежесть 85-летнего Владимира Васильева! Это и впечатляет и радует.
}

+ 15.04.2025. ТВ-Культура :
{
   К 85-летию Владимира Васильева (из поколения наших "старших братьев") :

  Сати. Нескучная классика с Владимиром Васильевым. 14.04 (11 сентября 2017)

"ХХ век был по праву веком великих балерин: Павлова, Уланова, Плисецкая…На их фоне великих танцовщиков было намного меньше: Нижинский, Нуриев, Барышкников...В этом ряду великих исполнителей мужских партий и сегодняшний гость Сати Спиваковой.

Великий балетмейстер Федор Лопухов говорил о нем: "Говоря слово "Бог" применительно к Васильеву, я имею в виду чудо в искусстве, совершенство". А другой выдающийся хореограф Касьян Голейзовский называл его "настоящим гением танца".

Век артиста балета так короток, и как хорошо, что Владимир Васильев сумел продлить его максимально для всех своих поклонников."

[ Потрясающе интересная передача – разговор с живым классиком, титаном советского Возрождения. Это такой же титан советского Возрождения как и Смоктуновский. Можно пытаться возражать тем, что их было мало и якобы не они определяли лицо эпохи.
Но нет, время показывает, что именно эти вершины возносятся над бурным потоком времени и именно эти немногие и определяют лицо эпохи в веках. ]
}

13.04.2025. Ключи Захара :
{
  ЗахарПрилепин Алла Пугачева и другие грани советской эстрады. 13.04 [52 min]

Как рождалась советская массовая культура, и в чем ее феномен? Что было на первых советских пластинках? В чем особенности советской эстрады позднего периода? Почему шансон вытеснил джаз? Что такое демократия и гласность в массовой эстраде советского периода, и почему сейчас подобное невозможно? Действительно ли существовал проект "Алла Пугачева" и какую роль он должен был сыграть? Почему женщине, которая поет, так и не удалось создать качественную постсоветскую эстраду? И что привело к деградации массовой советской песни?
[ Довольно интересный анализ феномена массовой культуры. В разговоре принимали участие Алексей Колобродов и Олег Демидов. ]
+
  ЗахарПрилепин "У вас было 30 лет, чтобы создать что-нибудь подобное Мику Джаггеру!" 14.04

"У вас было 30 лет, чтобы создать что-нибудь подобное Мику Джаггеру!" Захар Прилепин считает, что Алла Пугачева заслуживала памятник за заслуги только в 1980-х годах.

"Один крупный чиновник рассказывал мне, что когда началась перестройка — появилась возможность привезти в Москву крупнейших британских рок-звёзд, вплоть до Мика Джаггера. И Пугачева говорила [ему]: "Вот посмотри, мы могли бы быть такими же, как они, если бы не проклятая советская власть".

На тот момент в 1989-1990 году это могло показаться хоть сколько-нибудь оправданным и осмысленным. Но спустя 30 лет ситуация видится ровно наоборот: у вас было 30 лет, чтобы создать что-нибудь подобное Мику Джаггеру, вам никто не мешал, у вас были все деньги мира, музыканты мира, студии мира!

Лучшее, что дала Алла Борисовна Пугачёва — это её советские пластинки. Как только вам дали свободу — вы превратились в абсолютных кретинов и пошли на поводу у самой слаборазвитой части нашей публики. Они стали играть на понижение и понизились до скотских степеней".
}

04.04.2025. ТВ-Культура :
{
Сергей Шаргунов. Открытая книга : Павел Басинский. "Подлинная история Константина Левина". Apr04

"Павел Басинский взялся за исследование образа Константина Левина, одного из героев романа "Анна Каренина". Автор размышляет о роли Левина в произведении Льва Толстого, анализирует его характер, поступки и взаимоотношения с другими персонажами."

Самое главное – Константин Левин это сам Толстой. И роман "АК" о Левине - это фактически дневник Толстого.
Очень интересный и поучительный разговор. Книгу тут же заказал.
У меня есть такие книги Павла Басинского :
   Лев Толстой: Бегство из рая. 2013 г., 638 стр.
   Лев Толстой – свободный человек. ЖЗЛ 2016 г. 416с
   Страсти по Максиму: Горький: девять дней после смерти. 2011 г.

Энигма. Лука Пианка. Apr03-04
"В гостях у "Энигмы" Лука Пианка (1958 г.р.), всемирно известный лютнист, специалист по старинной, барочной и ренессансной музыке, чьи таланты отнюдь не ограничиваются божественной красоты игрой на всех без исключения видах лютен, - ещё он невероятный рассказчик, способный буквально с первого слова влюбить в свой, казалось бы, такой далёкий от современности инструмент абсолютно любого собеседника и превратить его в адепта своей веры, где свой пантеон богов, свои пророки: Николаус Арнонкур, Бах, Вивальди, Монтеверди, Корелли, Маре, Форкре... Сами имена звучат как музыка! И как хочется после такого интервью пойти послушать Баха в готический собор или долго стоять и рассматривать "Лютниста" Караваджо в Эрмитаже.
Автор и ведущая Ирина Никитина."
Диапазон лютни – 4 полных октавы, благородный звук.
Потрясающе интересный и содержательный разговор.
}


01.04.2025.

ЗахарПрилепин Интервью с режиссёром Андреем Черпиным. Apr01 (17:55)

{ From Валерия Троицкая :
  Обещанное интервью – с режиссёром Андреем Черпиным.

Удивительная судьба. Ученик Геннадия Тростянецкого и Юрия Бутусова, с опытом работы главным режиссёром в нескольких театрах, он ушёл добровольцем на СВО, воевал в составе БАРС-14, был ранен.
Сейчас, мягко говоря, персона нон грата для большей части своего театрального окружения.
Но, как он сам говорит, после возвращения с фронта театр стал для него – продолжением службы.
Теперь его фронт здесь – в тылу.
}
+
ЗахарПрилепин Интервью с режиссёром Андреем Черпиным.1. Apr01 (17:56)

{ From Валерия Троицкая :
  Из интервью с режиссёром Андреем Черпиным:

– В какой момент у вас появилось ощущение, что Россия в своем историческом развитии пошла не в ту сторону?

– Я хорошо запомнил 1999 год. Учился тогда в театральной академии, и вдруг – война в Югославии, бомбят Белград. У меня было ощущение, что происходит глобальная несправедливость, что это начало катастрофы. Однокурсница мне тогда сказала: «Ну что ты дергаешься, это же далеко, не Брянскую же область бомбят!». А у меня было чёткое понимание, что бомбят именно Брянскую область, что эта история с нами и про нас. Я чувствовал свое полное бессилие перед происходящим, и было очень досадно, что Россия теряет свою субъектность.

На самом деле, эту утрату самого себя я пережил в полной мере со всей страной. В 90-е годы это произошло почти со всеми! Деньги стали главным эквивалентом всего. Самые важные вещи стали строиться не на живой основе, не на совести, не на ощущении своего единства со страной, а на корысти и личных интересах.

Патриотизм, Родина, особый путь России – об этом только с иронией можно было говорить. Служба, армия – не дай бог. Казалось, отделённая от всего, абсолютно автономная индивидуальность – и есть основание настоящей свободы. Мы все были очарованы: Западом, Америкой, открывшимися, как тогда казалось, невероятными возможностями, в том числе в духовных поисках. На нас обрушились новые книги, фильмы... Никто не хотел думать, что путь к свободе лежит внутри рода, народа, Родины, истории твоей страны.

Всё стало заимствоваться, своё казалось убогим и неактуальным, было полностью потеряно. Это особенно видно в театре. Почти все пытались воспринять разные формы западного театра – для нас не органичные, но которые казались модными, острыми, современными. Справедливости ради надо сказать, что мы увидели и много по-настоящему прекрасного европейского и американского театра. И не всегда только внешне воспринимали его.

Но в целом вся страна начала приобретать форму, которая не соответствовала её подлинному содержанию, и потребовалось потрясение в виде войны, чтобы это осознать.

...В театральном процессе я всегда чувствовал себя чужим. Мне ужасно не нравилось, что восприятие истории страны и личной биографии с точки зрения жертвы является уважаемой и единственно правильной позицией. У меня вызывала отвращение эта тенденция демонстративно выворачивать и преувеличивать подлинные и мнимые ужасы советского времени. И всю великую историю сводить только к ним.

В этой однобокой трактовке не было места для героев и гениев, для великих открытий и событий. Да и просто для людей, решающих человеческие вопросы: любви, верности, совести... Но ведь всё это было. Была великая страна. Империя, сказал бы Бродский.
}
+
ЗахарПрилепин Интервью с режиссёром Андреем Черпиным.2. Apr01 (17:56)

{ From Валерия Троицкая :
  Из интервью с Андреем Черпиным. Продолжение.

– Почему пошли добровольцем? Это было осознанное решение или больше эмоциональное, как реакция на позицию окружения?

– На окружение я никогда не ориентировался. Это трудно объяснить, мне до сих пор трудно осознать этот импульс, но я пошёл, потому что не мог не пойти. Иначе невозможно было бы дальше жить. Человек в своём максимуме разворачивается именно в исторических событиях. Если он в них участвует, конечно... Я переживал то же самое, что и вся страна, и понимал, что должен сделать какой-то решительный шаг. Мною руководила не идеология, а ощущение, что такую эпоху нельзя «пересидеть».
...Искал в интернете, куда можно записаться добровольцем. Позвонил, мне сказали приезжать. Приехал.

– Без военного опыта?

– Я вам больше скажу: когда я учился в университете, я на военную кафедру не пошёл. Мне казалось, что это пустая трата времени. Как я пожалел! У меня не было никаких военных навыков...

В итоге, я окончил школу санитаров при Военно-медицинской академии. Служил санитаром-стрелком. Мы находились на ЛБС, моей задачей было оказать первую помощь, стабилизировать состояние раненого, а потом его доводили или доносили до зоны эвакуации – из «красной» зоны до «жёлтой». В самом начале службы меня ранило, к счастью, не тяжело. Я вернулся обратно и весь контракт полностью дослужил.

– Что для вас на фронте было самым тяжёлым?

– В самом начале было дико страшно. Но я хорошо запомнил переломный момент. Передо мной сидел командир группы разведки, очень расстроенный, потому что они не смогли выйти на задание из-за сильного обстрела. И ему говорят: «Ну что ты так переживаешь? Сейчас бы поехали, и вас бы накрыло!». Он ответил: «А мне пофиг». Ну, он погрубее, конечно, сказал. Я подумал: «А мне-то почему не пофиг? Что я так боюсь за свою жизнь?». И я принял, что смерть – это то, что с тобой может произойти в любой момент, и надо просто перестать из-за этого дёргаться. Сразу стало легче. А вообще, самое трудное для меня было – мыши. Они там на ЛБС везде, ночью в блиндаже на тебя падают, по тебе ползают.

...Я понял, что для солдата самая главная добродетель – терпение. Солдат всё время что-то терпит: страх, жару, холод, дождь, боль, странные приказы руководства... Но это не мучительное терпение, ты ко всему легко относишься, потому что пребываешь в другом жизненном измерении. Странно обращать внимание на какие-то неудобства, когда уже живешь наполовину на небе, и смерть всегда рядом.

Зато ты готов думать о Боге. Даже если раньше душа в ту сторону была закрыта. Когда я лежал в госпитале, к нам приходил батюшка. И бойцы рядом со мной, которые были неверующими, они его слушали внимательно, их так впечатлили его слова... Человек на войне не обязательно становится религиозным, но у него открывается туда дверь, потому что духовные вещи становятся осязаемыми.

– А по возвращении что было самым сложным?

– На фронте слишком интенсивное проживание жизни, там всё по-настоящему, и рядом люди, с которыми тебе очень здорово... А здесь нет подобной концентрации жизни и такого уровня взаимоотношений между людьми.

Хотя у меня жёсткий шок был в сентябре 2022 года, когда я туда впервые поехал волонтёром. Я был в Новоайдаре с командой Юрия Мезинова. Помню в Старобельске местные люди жуткие вещи рассказывали про 2014 год: что у них происходило, что творили украинские формирования... Видел, как в Северодонецке люди на развалинах живут, и общался с ними. Приехал в Москву, а здесь ничего не происходит, люди ни о чем не знают, живут по-прежнему. Это был удар.

А сейчас, после возвращения с фронта, у меня уже нет такого острого восприятия. Мне вообще кажется: если у человека изначально нет проблем с психикой, то война его делает спокойным и добрым, происходит переоценка многих вещей и своей реакции на них.
}
+
ЗахарПрилепин Интервью с режиссёром Андреем Черпиным.3. Apr01 (17:56)

{ From Валерия Троицкая :
  Из интервью с Андреем Черпиным. Продолжение.

– От вас отвернулось театральное окружение?

– Ну, если оно и было, то уже едва-едва меня помнило... За 2 года до СВО я из него выпал. Не мог и не хотел ничего делать в театре и думал, что ушёл навсегда.

Но сейчас да, почти все, с кем я был знаком в театре, заняли позицию противоположную моей. Есть люди, с которыми ещё общаюсь, но объективно в театре страну поддержали единицы.

Порой мне кто-нибудь пересказывает что-то из украинской пропаганды о российской армии или о людях на территории Новороссии. Я им отвечаю, что всё очень просто: нужно самим туда поехать и поговорить с местными. Но они, конечно, никуда не едут. У них оптика настроена видеть всегда то, что они и раньше видели: предательство «демократических ценностей», ужасную власть, быдловатый народ и т.д.

Думаю, это поддерживалось в том числе и извне: вот такое насаждение среди людей искусства мнения, что их страна – дерьмо, и они должны «открыть глаза» тёмному народу, тогда он это осознает и будет стремиться к идеалам, которые несёт просвещённый Запад. Было создано плотное сообщество с однородной идеологией, обязательным негативом к стране...

– Спектакли об СВО и донбасской войне сейчас нужны?

– Коллеги твердят про необходимую «дистанцию», что им нужно время, нужно найти формы... Но если не делать спектакли сейчас, то мы никогда и не отработаем эти формы! В конце концов, есть прекрасные современные стихи о войне. Поэзия всегда соразмерна войне, потому что поэт находится в непосредственной близости к смерти в этом своём поэтическом движении. Поэты говорят о происходящем сразу и точнее всех. Так делайте поэтические спектакли!

Безусловно, сейчас нужно ставить спектакли и снимать фильмы. Пусть в начале они будут эстетически несовершенны, но настоящее всегда должно пройти момент роста... И это нужно не военным. Там, на фронте, всё предельно понятно, там живут полноценной, осмысленной и оправданной жизнью. Это нужно тем, кто здесь, кто спит или оторван от происходящего с его родной страной.
}
+
ЗахарПрилепин Стихи Натальи Тебелевой. Apr01 (20:15)

{ From Наталия Тебелева :
   Потом вздыхали: эта, мол, война
   была начаться раньше бы должна.
   А началась примерно с середины.
   И эхом обогнула шар земной.
   Войну поменьше вскинула волной,
   с войной побольше слившись воедино.

   На мире время лжёт и на войне.
   Оно проходит медленней вдвойне,
   когда братишка, сам уже контужен,
   ползёт вторые сутки за тобой.
   А ты лежишь с оторванной стопой.
   Точнее — без неё. И пьёшь из лужи.

   Бывает, время, будто человек,
   опасливо срывается на бег,
   чурается знакомства с вражьей птицей.
   Понять легко: торопится в подвал.
   Ты тоже птицу подлую не звал.
   Но даже не успел пошевелиться.

   Так время в ощущении дано.
   Какое настоящее оно —
   прознал бы замполит, не дал бы спуска.
   Но знают те, которых тут не счесть:
   в России быть солдатом — это честь,
   и Бог давным-давно владеет русским.

   Здесь только те, кому простил Он долг.
   Звенит в ушах — зато «Утёс» умолк.
   Не лечит время. Да и учит мало.
   Похоже, оттолкнулись ото дна.
   Мы победим. Закончится война.
   Закончится. И это лишь начало.
Наталия Тебелева
Апрель 2025
}


31.03.2025. И.М. Смоктуновский – 100 лет со дня рождения (1925-1994). [upd Apr03]

Его 100-летие было 28 марта, но документальные фильмы о нём показали 29 марта.
{
"Меня вела какая-то сила". ТВ1, 29 марта 2025, [45 мин]
"Смоктуновский всегда был "отдельной фигурой" в актёрском цехе. Его называли первым интеллектуальным актёром советского кинематографа, гением. Все говорили о его сумасшедшей органике и об "ангельских" глазах, благодаря которым он так сыграл князя Мышкина в БДТ, что вся страна ездила в Ленинград смотреть спектакль "Идиот". Гамлет, Моцарт, Чайковский, Сальери, Дядя Ваня, наконец, Юрий Деточкин в комедии Рязанова "Берегись автомобиля" - далеко не полный перечень киноролей Иннокентия Смоктуновского. Им бесконечно восхищались зрители, ему завидовали коллеги. "Если я такой гениальный, так почему же мне всё так трудно дается?!" – сокрушался сам Иннокентий Михайлович. Авторы фильма попытались ответить на этот вопрос.
Подробная информация.
В фильме принимают участие:
Мария Смоктуновская (дочь), Олег Басилашвили, Георгий Штиль, Лариса Лужина, Наталия Белохвостикова, Игорь Верник, Станислав Любшин, Андрей Кончаловский и др.
Страна и год Россия.
}
+
"Легко ли быть гением?". ТВ-К, 29.03
{ "Чтобы посмотреть на князя Мышкина в исполнении Иннокентия Смоктуновского – в БДТ, в Ленинград приезжали люди со всего СССР. А когда на экраны вышел фильм "Гамлет" со Смоктуновским в главной роли, актер обрел оглушительную популярность. Его называли "первым интеллектуалом советского кино" и "гением". В чем же заключался метод работы Смоктуновского над ролью? Возможно, ответ на этот вопрос дадут "актерские тетради" Смоктуновского. В фильме участвуют: артисты Олег Басилашвили, Александр Калягин, режиссер Адольф Шапиро, дочь актера Мария Смоктуновская, внучка – Анастасия Смоктуновская, а также искусствоведы: Елена Горфункель, Ольга Егошина и Дмитрий Трубочкин.
Подробная информация.
Иннокентий Смоктуновский: "Я всегда безропотно иду на поводу драматургии образа, стараюсь погрузиться, целиком уйти в несуществующее. Тут требуются сложные психологические ходы, тактические приемы, актерские хитрости – всё идет в дело. Роль капризничает, и я позволяю ей себя гнуть, мять, терзать. Важен только результат".
Режиссёр И. Ушаков
Страна и год Россия, 2025"
}
+ [upd Apr03]
И.М. Смоктуновский был младшим современником наших родителей.
Его жизнь – это яркий пример того, какие возможности для духовного развития давала советская система – от выходца из простой семьи к аристократу духа. Обратите внимание, как с духовным развитием менялось и его лицо, довольно простое вначале, со временем превращалось в значительное лицо классика.
И это пребражение не было лёгким, иначе не говорил бы И.М. : "Если я такой гениальный, так почему же мне всё так трудно дается?!". Такой труд развития не всем был по плечу.


28.03.2025. ТВ-Культура :

Энигма. Рена Шерешевская (1954 гр). 27 марта 2025, [30 мин]
{
"В гостях у "Энигмы" Рена Шерешевская, пианистка, выдающийся фортепианный педагог, воспитатель целой плеяды звёздных музыкантов, среди которых: Люка Дебарг, Александр Канторов, Реми Женье, Маруся Жанте, Александр Ключко, Дмитрий Син, Марсель Тадокоро и многие другие.

Всех их отличает яркая индивидуальность, глубокое до саморастворения погружение в исполняемую ими музыку и зачастую то, что наша героиня называет способностью играть "с обнаженными нервами", и в этом они следуют за своим наставником, в педагогическом и жизненном арсенале которой нет только одного – умения работать и чувствовать вполсилы.

Автор и ведущая: Ирина Никитина."

Потрясающий музыкант, очень интересный и насыщенный разговор. Смотрите!
+ Вики :
[
Рена Шерешевская (урождённая Мустафабейли), пианист-виртуоз, педагог, удостоена французского титула «Кавалер ордена искусств и словесности» («Chevalier de l’Ordre des Arts et des Lettres»), лауреат Международной премии им. Ипполитова-Иванова в области музыкальной педагогики «за выдающийся вклад в развитие музыкальной культуры», Почетный профессор Государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова.

Родилась в Баку, где закончила Специальную музыкальную школу для одаренных детей им. Бюль-Бюля в классе Л. Филатовой. В 17 лет она поступила в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в класс профессора Льва Власенко, а после ее окончания – в аспирантуру этой же консерватории, которую закончила с отличием.

Она начала свою карьеру как солист Московской и Бакинской филармоний, однако вследствие профессионального заболевания руки посвятила себя, главным образом, педагогической деятельности. В течение 12 лет она преподавала в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а затем была приглашена заведовать кафедрой фортепиано в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Ипполитова-Иванова в Москве.

После того, как она преподавала в летней академии в рамках Международного Кольмарского фестиваля (Франция), куда она была приглашена артистическим директором фестиваля Владимиром Спиваковым, Кольмарская национальная консерватория пригласила ее в 1993 году в качестве гест-профессора для организации в этой консерватории отделения для одаренных детей. С тех пор она работала также в Высшей парижской национальной консерватории, в Консерватории г. Руэль-Мальмезон и в Высшей парижской школе музыки им. Альфреда Корто, где продолжает работать в настоящее время.

Среди ее учеников много лауреатов крупных международных конкурсов, среди которых Александр Канторов (1-я премия и Гран-При, XVI Конкурс им. П. И. Чайковского, Москва, 2019)[5][6], Люка Дебарг (4-я премия и Премия Ассоциации Музыкальной Критики, XV Конкурс им. П. И. Чайковского, Москва, 2015)[7][8], Реми Женье (2-я премия, 13 Конкурс им. Королевы Елизаветы, Брюссель, 2013)[9], Маруся Жанте (1-я премия и 5 спец. призов на Международном Конкурсе современной музыки в Орлеане, Франция, 2018), Жюльян Тревельян (2-я премия, Приз за лучшую интерпретацию концерта Моцарта и Приз публики на Международном конкурсе им. Гезы Анды, Цюрих, 2021 г.), Дмитрий Син (лауреат Конкурса им. Королевы Елизаветы, Брюссель, 2021)[10], Александр Ключко и многие другие. Ее первым лауреатом был Александр Слободяник младший, который в 1989 году стал самым молодым победителем конкурса «The Young Concert Artists International Auditions» в Нью-Йорке.
]
}

23.03.2025. Мой совет 80-летним — равняйтесь на 99-летних! :

7days.ru Александр Зацепин: «Гайдай спас наши песни, вставив в финал фильма... взрыв».
16 Марта 2025
{
...
— Александр Сергеевич, расскажите, какой режим дня у активно работающего 99-летнего человека. Какой у вас график?

Вы удивитесь, сейчас у меня график и режим жестче, чем раньше. Я никогда не вставал очень рано и ложился поздно: в час-два ночи. А сейчас подъем в семь утра. Потому что не хватает времени для работы! Делаю зарядку 30—35 минут, потом душ, завтрак. Убираю постель: когда хаос, не могу работать. Потом сажусь писать музыку. В час обед, потом сон — 13 минут. Просыпаюсь сам через 12 минут — на полминуты раньше будильника. И снова за работу.

— А почему именно 13 минут, а не полчаса?

— Жалко времени, понимаете? В пять часов кофе пью. В это время часто приходит моя соратница, друг, режиссер и художественный руководитель театра при Фонде «Планета Зацепина» Муза Ли. Мы обсуждаем работу, музыку, наши планы, и я снова сажусь писать. Ужинаю часов в восемь вечера — и опять за работу. Спать ложусь в 23:00. И так каждый день, без выходных и праздников. В моем возрасте режим и правильное питание очень важны. Один из основных принципов — никогда не переедать.

— Александр Сергеевич, а любимое занятие, кроме музыки, у вас есть?

Любимое занятие — что-то новое писать. За полтора года совместной работы с Музой Ли я написал абсолютно новую музыку для четырех мюзиклов: «Сказка о царе Салтане», «Путешествие Маленького принца», «Снегурочка» и «Иван Васильевич меняет профессию» — и одного балета «Принцесса Турандот», который сейчас ставят Леонид и Михаил Лавровские. И на этот год у меня грандиозные планы — мы с Музой Ли уже работаем над мюзиклами «Золушка», «Тайна трех планет», а в планах сделать еще восемь мюзиклов и несколько балетов. Все это осуществляется силами театра Фонда «Планета Зацепина».
}


Энигма13.03.2025. ТВ-Культура :

Энигма. София Губайдулина (1931-2025). [30 мин] ТВ-К. (запись от 2020 г.)
{
Сегодня на 94 году жизни умерла композитор София Губайдулина. ТВ-Культура успела дать в эфир посвящённую ей программу, записанную в 2020 г., накануне её 90-летия.

Вызывает уважение, с каким энтузиазмом эта пожилая женщина говорит об "огненном духе", о своём духовном родстве с Бетховеном. О том, что её огорчает "перенапряжение цивилизации".
Светлая память.

P.S. С. Губайдулина была серьёзным композитором крупных форм, а народ её запомнил как автора удачной музыки к мультику "Маугли" и к фильмам «Вертикаль» и «Чучело».
Всё по классике : "из всех искусств для нас важнейшим является кино".
}


10.03.2025. Образование :

НашРегнум ЕГЭ : Результаты по профильной математике — "Это катастрофа!". (Mar10 18:29)
{  From Накануне.RU

"Это катастрофа!" Эксперт ЕГЭ описал средние результаты по профильной математике

Средний результат выпускников на ЕГЭ по профильной математике можно описать одним словом — катастрофа. Это полный крах математического образования в стране. Об этом рассказал учитель математики физико-математического лицея №31 г. Челябинска Виктор Фролов, который также является экспертом ЕГЭ и членом жюри регионального этапа всероссийской олимпиады.

В профильном ЕГЭ по математике 19 заданий. Он разбиты на две части. Лживость шкалы в том, что за тестовые 12 несложных вопросиков дается 70 баллов, в то время как за семь настоящих задач, в которых есть действительно сложные, дают лишь 30 баллов. А теперь что получается? Чтобы сдать ЕГЭ, нужно набрать 27 итоговых баллов из 100. А чтобы получить право на поступление в вуз — 39 баллов. Эти два уровня выделены соответственно красным и желтым цветом. Для их достижения нужно ответить соответственно на пять и семь вопросиков тестовой части. Итак, чтобы получить право на поступление в вуз, достаточно ответить на семь простых вопросиков, все остальное можно вообще не делать. Это лишь 20% первичных баллов! Немыслимо, но факт.

Таким образом, средний результат ЕГЭ по профильной математике — это ни одна не решенная задача и даже не все правильно отвеченные вопросики тестовой части. А 35% — это по нормальной пятибалльной шкале что-то среднее между единицей и двойкой. А что же тройка? Для этого надо набрать 60% первичных баллов. В нынешнем ЕГЭ этому соответствует где-то 19 первичных баллов из 32. Но по шкале перевода этому соответствуют только высокобалльники с баллом 80 и выше.

В 2024 году порог 80 баллов преодолели менее 10% выпускников. То есть профильную математику, если считать по-хорошему, просто сдали на положительную оценку менее 10%. Еще меньше из них действительно сильны в математике, то есть могут стать хорошими программистами или инженерами. Зато формально профильную математику сдали почти все. И на инженерные специальности в вузы взяли почти всех, так как конкурса на них почти нигде нет.

И вот поэтому в ближайшие 5-10 лет большого количества инженеров в России не будет, это уже предопределено. Им неоткуда взяться. ()

@nakanuneru
}


09.03.2025. ТВ-Культура :

Власть факта. Марк Аврелий. Философ на троне. ТВ-К, (5 марта 2025) [39 min]
{
"Марк Аврелий – один из самых известных римских императоров, который не просто вошел в историю как правитель и полководец, но и оставил значительное философское наследие. Его называют "философом на троне".

Но как его личные убеждения и мысли сочетались с политической деятельностью? Был ли он прирожденным политиком? Марк Аврелий оказался последним из "пяти хороших императоров", его уход из жизни и воцарение куда менее одаренного сына Коммода ознаменовали кризис Римской Империи. Каким Марк Аврелий остался в памяти поколений, что в современной Италии напоминает о нем сегодня?

Гости в студии: Владимир Никишин, доцент филоофского факультета МГУ; Павел Лебедев, заведующий кафедрой всеобщей истории РГГУ.
Ведущий - Михаил Ремезов."

Марк Аврелий -- необычайно интересный и уникальный исторический персонаж. Очень советую посмотреть.

Вспомнилось, как в какой-то перестроечный год я в читальном зале МГУ на Моховой читал "Размышления" Марка Аврелия (в ЛитПамятниках). А вечером по ТВ показывали, как в Риме возвращали с реставрации конную статую Марка Аврелия. Случайное ли то было совпадение?

Проверил свою библиотеку и обнаружил две книги, связанные с Марком Аврелием :
  Марк Аврелий. Размышления. 1994 г., 293 стр.
  Ж.Э. Ренан. История происхождения христианства. Полное издание в одном томе. 2016 г. 1275с
  ( В одном томе публикуется знаменитый труд известного французского историка, философа и теолога Эрнеста Жозефа Ренана (1823-1892) - "История происхождения христианства", состоящий из семи книг: "Жизнь Иисуса", "Апостолы", "Апостол Павел", "Антихрист", "Евангелия и второе поколение христианства", "Христианская церковь" и "Марк Аврелий и конец античного мира". )
}


08.03.2025. Михаил Хазин :

МихаилХазин Политолог/экономист о культуре :
(Mar08 10:27)

{
Тут у меня случилось прозрение. На литературоведческом фронте. Есть известная история про то, что Чехов писал пьесу "Вишнёвый сад" как комедию, а Станиславский её ставил как трагедию. Откуда такое разногласие?

А вот откуда. Чехов, как известно (и это как раз моё озарение) по капле выдавливал из себя либерала [раба]. Но поскольку слово это не совсем политкорректное (в соответствующем понимании, тогда его вообще не использовали, термина "политический либерализм" не было, хотя явление было), он его заменил эвфемизмом. И пьеса его — самоирония бывшего либерала о судьбах либерализма.

Беда в том, что у либералов самоирония отсутствует начисто (сравните с этим). Станиславский — либерал до мозга костей, он в принципе не приемлет иронию над судьбами либералов и их категорическим нежеланием признавать свою ответственность за что бы то ни было. Поэтому комедийную линию "Вишнёвого сада" он не видел и не признавал.

Кстати, эту же иронию хорошо видно в отношении к Станиславскому (и Горькому, одна история про "Девушку и Смерть" чего стоит) у Сталина. Сталин признавал, что Станиславский гений (Горького, кстати, гением не считал), но без смеха смотреть на его либеральный взгляд не мог. Отсюда, кстати, знаменитая история с аплодисментами, когда Сталин начал хлопать, потом остановился (а с ним остановился весь зал), а потом продолжил.

В общем, дожил бы Чехов до 30-х годов, при Сталине ему бы было хорошо. Вдове его, впрочем, и было хорошо.
}


03.03.2025. ТВ-Культура :

"Игра в бисер" с Игорем Волгиным. Сергей Есенин, "Черный человек".". ТВ-К, [39 min].
(2 марта 2025)

"Сергей Есенин "Черный человек" ."Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль…". Предсмертная поэма была впервые опубликована в 1926, когда автора уже не было на свете. Однако в литературных кругах "Чёрный человек" стал известен до выхода в "Новом мире". Сергей Есенин неоднократно читал поэму, и каждое выступление становилось событием. Николай Асеев писал: "…Передо мной вставал другой облик Есенина: живое, правдивое, творческое лицо поэта, умытое холодом отчаяния; поэта, тоскующего о "неловкости души"…точность и отчетливость интонации этой поэмы, горечь и правдивость её содержания, ставит ее выше всего написанного им…".

Участники программы:

  Олеся Николаева, поэт, прозаик, профессор Литературного института им. Горького;
  Юрий Кублановский, поэт, критик, публицист;
  Ефим Бершин, поэт;
  Михаил Свердлов, писатель, историк литературы, кандидат филологических наук."

Поэма "Черный человек" была написана Есениным (1895-1925) в конце 1923 года, часто читалась им на встречах с читателями, но при жизни не публиковалась.

Обсуждение было довольно живое, интересное. Наиболее глубокие замечания о творчестве Есенина исходили от Михаила Свердлова, соавтора фундаментальной биографии Есенина, вышедшей в 2011 году : Лекманов О. А., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. (608 с.)

Насколько я понял, разделение труда у авторов было примерно таким : Лекманов описывал "жизнь" С.Е., а на Свердлове был анализ творчества С.Е. Так вот, по заявлению Свердлова, поэзия Есенина достигла навысшего расцвета после "Черного человека" — в ней появился песенный распев. Значит, это стихи 1924-25 годов.
+
Отрывки из "Черного человека" (+04/03/2025) :
  Друг мой, друг мой,
  Я очень и очень болен.
  Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
  То ли ветер свистит
  Над пустым и безлюдным полем,
  То ль, как рощу в сентябрь,
  Осыпает мозги алкоголь.
  ...
  Был человек тот авантюрист,
  Но самой высокой
  И лучшей марки.

  Был он изящен,
  К тому ж поэт,
  Хоть с небольшой,
  Но ухватистой силою,
  И какую-то женщину,
  Сорока с лишним лет,
  Называл скверной девочкой
  И своею милою".

  "Счастье,- говорил он,-
  Есть ловкость ума и рук.
  ...
  В грозы, в бури,
  В житейскую стынь,
  При тяжелых утратах
  И когда тебе грустно,
  Казаться улыбчивым и простым -
  Самое высшее в мире искусство".
  ...
  Словно хочет сказать мне,
  Что я жулик и вор,
  Так бесстыдно и нагло
  Обокравший кого-то.
  ...
  Ночь морозная...
  Тих покой перекрестка.
  Я один у окошка,
  Ни гостя, ни друга не жду.
  Вся равнина покрыта
  Сыпучей и мягкой известкой,
  И деревья, как всадники,
  Съехались в нашем саду.
  ...
  Я не видел, чтоб кто-нибудь
  Из подлецов
  Так ненужно и глупо
  Страдал бессонницей.
  ...
  И вот стал он взрослым,
  К тому ж поэт,
  Хоть с небольшой,
  Но ухватистой силою,
  И какую-то женщину,
  Сорока с лишним лет,
  Называл скверной девочкой
  И своею милою".
  ...
  ..Месяц умер,
  Синеет в окошко рассвет.
  Ах ты, ночь!
  Что ты, ночь, наковеркала?
  Я в цилиндре стою.
  Никого со мной нет.
  Я один...
  И - разбитое зеркало...
                  1923
}


28.02.2025. ТВ-Культура :

Энигма. Люка Дебарг (1990 гр). [30 мин] ТВ-К. (запись от 3 октября 2019)
{
"Об этом пианисте принято говорить как о музыканте, нарушающем все правила и не признающем общепринятые нормы. Возможно, именно поэтому его буквально боготворят в России, стране, где в крайности не впадают, а с ними живут. После участия в XV Международном конкурсе им. П. И. Чайковского, на котором Люка получил лишь IV премию, он тем не менее раз и навсегда завоевал сердца российской публики и стал нашим национальным достоянием, несмотря на французский паспорт и парижскую прописку. Эта история чем-то напоминает произошедшую с американцем Ван Клиберном почти шестьюдесятью годами ранее. Люка честно признается, что жить не может без русской музыки и русской литературы, а также без своего любимого русско-парижского педагога, Р. Шерешевской. Он вообще всегда откровенен и никогда не стесняется говорить о том, что любит и что ненавидит, при этом парадоксально сохраняя ареол загадочности. Убедиться в этом можно, посмотрев очередной выпуск проекта "Энигма".
Автор и ведущая – Ирина Никитина."

Это совершенно классный парень! Французский пианист и композитор. Потрясающий, очень глубокий и тонкий музыкант. Его слушать можно бесконечно. Любит Россию, русскую музыку и русскую литературу. Очень ясно мыслит и прекрасно выражает свои мысли.
Говорил о том, например, что ритм вальса нельзя передать через метроном.
Из его разговора с коллегами: "Ты какой-то не такой." - "Да? А в чём дело?" - "Ты слишком любишь музыку."

Вики : https://ru.wikipedia.org/wiki/Дебарг,_Люка
[
Люка́ Деба́рг (фр. Lucas Debargue; род. 23 октября 1990, Париж, Франция) — французский пианист, лауреат XV конкурса Чайковского в Москве, состоявшегося в 2015 году[3].

Родился в Париже, но вскоре семья переехала в Вильер-сюр-Куден, департамент Уаза. Его отец — физиотерапевт, мать — медсестра[4]. Знакомство с музыкой ограничивалось отцовским CD с произведениями Моцарта и уроками флейты в местной школе[4].

По утверждению самого Люка, родители не поддерживали его занятия музыкой, полагая, что будущее в первую очередь должно быть связано с конкретным заработком[5].

Занятия на фортепиано Люка начал в школе в Компьене после развода родителей, когда ему было 11 лет. Его преподаватель, мадам Мюнье (фр. Muenier), понимая одарённость ученика, старалась поддержать тягу ученика к музыке, но никак не торопила его[6]. Закончив общее образование, Люка бросил занятия музыкой и уехал в столицу, где поступил на литературный факультет Парижского университета.

Люка получил от отца электронное пианино и на слух начал подбирать симфонии Моцарта и концерты Баха. Затем он брал частные уроки у разных педагогов[5].

Отношение к музыке изменилось после выступления на концерте, организованном мэрией Компьена. Там, по просьбе города, он сыграл Токкату Сен-Санса, Прелюдию Шопена, Мефисто-вальс Листа[4].

Последствием концерта стало поступление в Парижскую Высшую национальную консерваторию музыки и танца в класс Жана Франсуа Эссе, однако преимущественно Дебарг учился у Рены Шерешевской, ученицы профессора Московской консерватории Льва Власенко[7], — в региональной консерватории города Рюэй-Мальмезон и в парижской Нормальной школе музыки имени Альфреда Корто.

Говоря о своём ученике, Рена Шерешевская подчёркивает его феноменальные способности, выражающиеся, в частности, в умении исполнять сложные произведения со слуха. Так было, например, со «Скарбо» (фр. Scarbo) из «Ночного Гаспара» (фр. Gaspard de la nuit) и Сонатой № 3 ля минор С. Прокофьева. Полагая, что при исполнении произведений Люка как бы физически вплавляется в звук, передавая тончайшие нюансы композиторской мысли, Рена запретила ему заниматься гаммами, опасаясь снижения такого дара[8].
...
]
}


25.02.2025. ТВ-Культура :

"Игра в бисер" с Игорем Волгиным. Поэзия Евгения Боратынского. ТВ-К, [39 min].
(запись от 5 марта 2020)

"Поэзия Евгения Боратынского. Фигура этого поэта, во многом не понятого и не вполне прочитанного, стоит особняком в истории российской словесности. До наших дней дошла классическая пушкинская оценка: "…он у нас оригинален, ибо мыслит… гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого одаренного вкусом и чувством…".

Зато от Белинского поэту Боратынскому, что называется, "досталось": "…несколько раз перечитывал я его стихотворения и вполне убедился, что поэзия только слабыми искорками блестит в них…". К заочному спору в ХХ веке присоединился Иосиф Бродский: "…если уж мы говорим о Боратынском, я бы сказал, что лучшее стихотворение русской поэзии – это "Запустение" …все гениально: поэтика, синтаксис, восприятие мира…".

О великом поэте века девятнадцатого говорят его современные поклонники: доктор филологии Иван Есаулов, поэты Юрий Кублановский и Максим Амелин, писатель Владислав Отрошенко.
Ведущий Игорь Волгин"

Это была очень интересная, содержательная и очень живая передача, участники которой состязались в любви к поэзии Боратынского. Иногда Боратынского называют "тенью Пушкина".

К своему удивлению, я не обнаружил упоминаемое Бродским стихотворение Боратынского "Запустение" (1834 г.) в сборнике Вадима Кожинова "Вершины русской поэзии. Век XIX."

Исправляя этот недочёт, ниже привожу это стихотворение целиком :

Боратынский, "Запустение"

{
    Я посетил тебя, пленительная сень,
    Не в дни веселые живительного мая,
    Когда, зелеными ветвями помавая,
    Манишь ты путника в свою густую тень,
       Когда ты веешь ароматом
    Тобою бережно взлелеянных цветов,-
       Под очарованный твой кров
       Замедлил я моим возвратом.
    В осенней наготе стояли дерева
    И неприветливо чернели;
    Хрустела под ногой замерзлая трава,
    И листья мертвые, волнуяся, шумели;
       С прохладой резкою дышал
       В лицо мне запах увяданья;
    Но не весеннего убранства я искал,
       А прошлых лет воспоминанья.
    Душой задумчивый, медлительно я шел
    С годов младенческих знакомыми тропами;
    Художник опытный их некогда провел.
        Увы, рука его изглажена годами!
       Стези заглохшие, мечтаешь, пешеход
       Случайно протоптал. Сошел я в дол заветный,
       Дол, первых дум моих лелеятель приветный!
    Пруда знакомого искал красивых вод,
    Искал прыгучих вод мне памятной каскады;
       Там, думал я, к душе моей
    Толпою полетят виденья прежних дней...
    Вотще! лишенные хранительной преграды,
       Далече воды утекли,
       Их ложе поросло травою,
    Приют хозяйственный в нем улья обрели,
    И легкая тропа исчезла предо мною.
    Ни в чем знакомого мой взор не обретал!
    Но вот по-прежнему, лесистым косогором,
    Дорожка смелая ведет меня... обвал
       Вдруг поглотил ее... Я стал
    И глубь нежданную измерил грустным взором,
    С недоумением искал другой тропы.
       Иду я: где беседка тлеет
    И в прахе перед ней лежат ее столпы,
       Где остов мостика дряхлеет.
       И ты, величественный грот,
    Тяжело-каменный, постигнут разрушеньем
       И угрожаешь уж паденьем,
    Бывало, в летний зной прохлады полный свод!
    Что ж? пусть минувшее минуло сном летучим!
    Еще прекрасен ты, заглохший Элизей,
       И обаянием могучим
       Исполнен для души моей.
    Тот не был мыслию, тот не был сердцем хладен,
       Кто, безыменной неги жаден,
    Их своенравный бег тропам сим указал,
    Кто, преклоняя слух к таинственному шуму
    Сих кленов, сих дубов, в душе своей питал
       Ему сочувственную думу.
    Давно кругом меня о нем умолкнул слух,
    Прияла прах его далекая могила,
    Мне память образа его не сохранила,
    Но здесь еще живет его доступный дух;
       Здесь, друг мечтанья и природы,
       Я познаю его вполне;
    Он вдохновением волнуется во мне,
    Он славить мне велит леса, долины, воды;
    Он убедительно пророчит мне страну,
    Где я наследую несрочную весну,
       Где разрушения следов я не примечу,
       Где в сладостной тени невянущих дубров,
          У нескудеющих ручьев,
          Я тень, священную мне, встречу. 
      1834  
}


19.02.2025. ТВ-Культура :

Власть факта. Екатерина II: разворот на юг. 15 ноября 2023, ТВ-К, [39 min].

"В начале царствования Екатерины II никто не мог бы предсказать его внешнеполитических итогов. Международной политикой много лет заведовал граф Никита Панин, бывший посланник в Швеции, который считал, что Россия должна держаться союза с Пруссией и другими северными странами. Но Екатерина, ещё только вступая на престол, написала: "Мы ни за кем хвостом не тащимся". Но чтобы это заявление стало реальностью, императрице потребовались долгие годы и преданные союзники, разделявшие её взгляды. Среди них самым главным стал Григорий Потёмкин. Как во внешней политике Екатерины II победил "южный вектор"? Как происходило присоединение Крыма?

Гости в студии:
Ольга Елисеева, историк, писатель, доцент Московского государственного института культуры;
Алексей Фененко, доктор политических наук, профессор МГУ.
Ведущий - Михаил Ремезов."

Не помню, чтобы я смотрел эту передачу, но тема интересная и до сих пор актуальная!


12.02.2025. ТВ-Культура :

Власть факта. Шииты: история и современность. ТВ-К, [39 min].

"Из-за чего возник раскол мусульманского мира на суннитов и шиитов, который некоторые историки называют "самой известной проблемой престолонаследия в истории"? Эта проблема появилась почти одновременно с самим исламом – в VII веке, сразу после смерти пророка Мухаммеда. Как сердцем шиитского мира стал Иран, и почему исламская революция 1978-1979 годов опиралась на идеи шиизма? Что объединяет, а что разделяет представителей разных течений ислама?
Гости в студии: Владислав Зайцев, доцент Института стран Азии и Африки МГУ; Тимур Кораев, доцент Института стран Азии и Африки МГУ.
Ведущий - Михаил Ремезов."

Я долгое время пытался понть и запомнить, в чём различие между шиитами и суннитами. После очередной порции информации ненадолго успокаивался, но быстро с удивлением обнаруживал, что всё забыл! В конце концов я плюнул на подробности и решил — главное, что ради своих религиозных различий они готовы убивать друг друга. Эта передача дала мне ещё один факт — шииты прямые потомки Мухаммеда.

Итого, мои знания по шиитам/суннитам теперь суммируются таким образом :

01.02.2025

Большое впечатление на меня произвела недавняя передача на ТВ-К,
посвящённая скульптору Антокольскому :

Передвижники: Марк Антокольский (1840-1902). ТВ-К.

"В его петербургскую мастерскую заходил император Александр II, а в парижскую – президент Франции Карно. Он первым из российских скульпторов прославился в Европе, но на родине до конца своих дней подвергался нападкам прессы. Известность ему принесли сюжеты из еврейского быта, а настоящую славу – скульптуры героев русской истории: Ивана Грозного и Петра I. Фильм с участием искусствоведов Государственной Третьяковской галереи рассказывает о русском скульпторе-передвижнике Марке Антокольском."

По моему, это был совершенно гениальный скульптор. То, чем был для Франции Роден, то для России - Марк Антокольский. Но если у Родена чисто лирический темперамент, то у Антокольского темперамент общественный, государственнический.

К этому замечательному фильму стоит добавить несколько фактов, почерпнутых мною из Википедии и из статьи О Марке Антокольском.

Сам Антокольский о своём детстве вспоминать не очень любил :
"Детство моё слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю.
Я был нелюбимым ребёнком, и мне доставалось от всех. Кто хотел бил меня, даже прислуга;
а ласкать меня никто не ласкал. Я донашивал старые одежды, меня звали "истуканом",
"оловянные руки". Я справлял в семействе должность рабочей лошади.
Не унижала меня только мать моя."

Видимо, только в России Антокольский почувствовал себя человеком.

Вики - Учёба :
"Императорская Академия художеств (1862–1868)
Прусская академия художеств (1868–1870)"

Антокольский был правоверным иудеем - по утрам молился, не работал по субботам.
Репин и Антокольский в студенчестве несколько лет прожили в одной комнате.
И Репин нарисовал очень выразительный карандашный "Портрет М. Антокольского после утренней молитвы" (1866). Ему удалось передать состояние духовной сосредоточенности человека после молитвы - взгляните на глаза на портрете :

Антокольский прославился своей первой крупной работой - "Иван Грозный" (1870). Он ещё не закончил Академию, но ему было уже 30.

Тургенев, посетивший мастерскую Антокольского, писал Полине Виардо:
"Сегодня я познакомился с молодым русским скульптором из Вильны, отмеченным исключительным талантом. Он изваял статую Ивана Грозного. Я нахожу эту скульптуру шедевром по историческому проникновению, психологии и прекрасному исполнению. И это сделал маленький молодой человек, бедный, как церковная крыса, болезненный, начавший работать и выучившейся чтению двадцати двух лет. В этом хилом бедном мальчике есть искра гения. Его имя Антокольский — это имя не забудется."

Я, кстати, не знал, что скульптура Петра I, изображенная на нынешней 500-рублевой купюре, принадлежит Антокольскому :
"Еще в 1898 году в России впервые выпустили кредитные билеты номиналом 500 рублей. На них был изображён чёрно-белый портрет Петра Великого, за основу которого был взят памятник Антокольского, установленный несколькими годами ранее у дворца Монплезир в Петергофе. Из-за треугольной шляпы на голове императора портрет прозвали "Пётр в шляпе". А сама купюра в обиходе называлась "петенькой". Правда, хотя эти две банкноты — 1997 и 1898 годов — одного достоинства, покупательная способность их сильно различается, ведь в конце девятнадцатого века она обеспечивалась примерно полукилограммом золота." -- [!!]

И Антокольскому — в отличие от Церетели — не нужны были громадные масштабы, чтобы выразить великие идеи.

Марк Антокольский хотел вернуться в Россию. В письме Стасову он писал :
"Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которою свыкся. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему всё, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня".

Одна моя хорошая знакомая по поводу евреев в искусстве иронично цитировала фразу : "Знаменитый русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье"!

Раньше я считал, что это заслуга СССР, что он создал тип советского еврея. Примеры — Яков Кедми, известный кинорежиссёр Натансон. Я сам видел по ТВ, как Натансон говорил: "Я никуда не уеду. Я "русский еврей. Моя родина здесь".

Но пример Антокольского показывает, что для евреев, вырвавшихся за черту оседлости, этот процесс начался ещё до революции. Но в малом масштабе.

25.01.2025

ТВ-Культура : история строительства комплекса МГУ на Ленинских горах :

Запечатленное время. Чудо архитектуры на Воробьевых горах. ТВ-К.

"Вскоре после войны, по личному предложению Сталина, Совет министров СССР принял постановление "О строительстве в Москве многоэтажных зданий". Результатом этого постановления стали 7 сестер – 7 сталинских высоток. И в том числе, самый масштабный, самый амбициозный проект – главное здание Московского государственного университета на Воробьевых горах. В течение нескольких лет документалисты вели кинолетопись великой стройки. И запечатлели все стадии строительства МГУ.
Эксперт – Андрей Рейнер, архитектор, художник, преподаватель музейного дизайна в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ)."

2024 год

24.04.2024 ТВ-Культура :

Семинар. Иван Назаров. "Мастер и Маргарита": чем вдохновлялся Булгаков".

"Иван Назаров, историк литературы, кандидат филологических наук, заведующий научно-исследовательским отделом Государственного музея М. А. Булгакова.

Михаил Булгаков работал над романом "Мастер и Маргарита" двенадцать лет: с 1928 года и до февраля 1940-го, в несколько этапов, с перерывами и параллельно с другими текстами. Круг читательских и библиографических интересов писателя можно представить благодаря воспоминаниям современников и исследованиям его биографов. Литературу, которой пользовался Булгаков, можно вычислить и по разным редакциям романа, сохранившимся в архиве писателя. Представить весь список литературы, которая могла оказать влияние на Булгакова и его роман, невозможно, поэтому расскажем о некоторых источниках его книги."
+[upd 08.03.25] :
Довольно интересная лекция, посвящённая некоторым техническим литературным деталям и истокам "Мастера и Маргариты".

В частности, Назаров упоминает и "Фауст" Гёте, и оперу Шарля Гуно "Фауст", которую Булгаков смотрел в Киеве около 40 раз. И много чего другого.

В своё время я для себы пытался разобраться, о чём же именно написан роман "Мастер и Маргарит", для чего составил прежде всего подробный конспект романа.

Мой главный итог можно сформулировать очень кратко : "Мастер и Маргарита" — это глубоко антихристанский роман. И если вы этого не ощущаете, значит, у вас просто нет правильного понятия о христианстве. Как говорится, sapienti sat.

Меня всегда изумляли интеллигенты, отвечающие "Да!" на два взаимоисключающих вопроса :

  "Вы православный?" — "Да!"
  "Вам нравится роман 'Мастер и Маргарита'" — "О, да!"

Разобраться в этом мне помогла книга московского искусствоведа Татьяны Поздняевой Воланд и Маргарита. 2007 г. 446 стр.
И всем рекомендую.

P.S. А всё-таки лучший роман М.А. Булгакова — это "Белая гвардия".


14.11.2024 ТВ-Культура :

Иваново детство. "Учти, он парень с норовом!" Авторский фильм Александра Казакевича.

"История постановки первой полнометражной картины режиссёра Андрея Тарковского "Иваново детство"."
"Иваново детство" — это фильм, который потряс молодёжь нашего поколения и остался с нами на всю жизнь.


13.11.2024 ТВ-Культура :

Власть факта. Черноморские проливы: XIX-XXI века.

"В 1453 году пала Византия – турками-османами был захвачен Константинополь. Проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие Чёрное море со Средиземным и с мировым океаном, надолго оказались под контролем Османской империи. Для России вопрос свободного судоходства через проливы стал актуальным после присоединения Крыма и создания Черноморского флота. Два столетия попыток решить проблему проливов породили массу проектов, дипломатических и военных. О необходимости контроля России над проливами неоднократно говорилось в русской публицистике. Но фактически Турция сумела сохранить "ключи" от Средиземного моря и в ХХ веке. Гости в студии: Алексей Фененко, профессор факультета мировой политики МГУ; Павел Шлыков, доцент института стран Азии и Африки МГУ."

Весьма поучительная история.


Последнее обновление: 04.05.2025.