Это был завершающий этап: теперь студенты слушали лекции по физике у ординарного профессора Иоффе. А читал он
великолепно. Студенты толпами приходили его слушать, приходили с других факультетов и даже из других институтов. Причина его успеха объяснялась необычайно просто. Его лекции
были великолепны не только по форме, но главным образом по
содержанию. Он «сумел влить новую струю не только в научную
работу, — вспоминает его ученик И. К. Кикоин, — но и в преподавание физики. Вместо обычного рутинного метода изложения
курса физики, при котором слушателям в течение полугода излагались методы измерений длины, углов, веса и т. п., Абрам
Федорович начинал курс с общих представлений о строении
атома, молекулярных силах, кристаллических решетках».
С первых же фраз своей первой лекции он вводил слушателей
в круг идей современной физики и, таким образом, заложил основу
нового подхода в преподавании физики в высшей школе.
Живое слово, подлинная наука, лишенная плесени, привлекали молодежь и делали его лекции, выступления, доклады, сообщения всегда чрезвычайно интересными и очень многолюдными..
Вспоминая о своих студенческих годах, его ученик, а впоследствии ближайший сотрудник проф. Я. Г. Дорфман пишет: «Я с большим волнением пришел на первую лекцию проф. А.Ф. Иоффе.
«Зная, что аудитория будет переполнена, я задолго до начала забрался на одно из первых мест, разложил тетрадку и стал ждать. Наконец началась лекция.
То, что я услыхал, меня необычайно взволновало. Надо заметить, что проф. Иоффе в ежегодной вступительной лекции давал картину строения материи по самым новейшим данным.
И вот вообразите меня, человека, знавшего до того лишь о школьной застывшей физике, услыхавшего вдруг совершенно новые данные, узнавшего, что „молекулярная гипотеза" подтверждена на опыте, что физики пытаются, и притом с успехом, отгадать, как построен атом. Я вдруг узнал, что физика — не мертвая законченная скрижаль законов, а живая, движущаяся наука, что существуют догадки, домыслы, идеи, что они проверяются на опыте, что путем проверки этих предположений строятся новые, все более глубокие и интересные. И подобно тому как в детстве через микроскоп я впервые узнал о существовании микроскопических живых существ, так здесь на лекции я вдруг узнал, что, помимо школьной мертвой физики, существует микрофизика, физика электронов, протонов, альфа-частиц и атомных ядер. Это было поразительно не только для меня, но и для большинства присутствующих, как я успел заметить. Я испытывал чувство человека, проспавшего столетие и внезапно проснувшегося».