В жизни нашей страны Физмех сыграл буквально выдающуюся роль. Переоценить ее трудно. Для советской физики эта роль особенно велика, ее определяют два основных фактора. Первый из них заключается в том, что впервые в Советском Союзе факультет нашел в себе силы и возможности сформировать тип такого физика-исследователя, который более всего подошел к условиям современной физической лаборатории, оснащенной сложным оборудованием, лаборатории, успешно работающей лишь в контакте с конструкторами, разрабатывающими для нее разнообразные экспериментальные установки, и механической, радиотехнической и стеклодувной мастерскими, осуществляющими эти разработки. Работа физика в современной лаборатории подчас усложняется необходимостью контактирования с радиотехником, химиком, электриком и другими специалистами. Между тем в современной физической лаборатории руководящая роль принадлежит именно физику, и он должен задавать тон. А для этого физик должен обладать широким кругозором и соответствующими познаниями в области инженерных наук.
Именно такого рода специалистов и выпускал Физико-механический факультет, приумноживший и развивший славные традиции Политехнического института и создавший свои собственные.
Особенно сейчас мы понимаем, какое великое дело сделал Иоффе, добившись в 1919 г. организации Физико-механического факультета. Вряд ли ошибется тот, кто скажет, что быстрые и значительные наши успехи в области ядерной физики, в том числе, конечно, и прикладной, в первую очередь обязаны замечательной деятельности непосредственных учеников Иоффе и питомцев Физико-механического факультета.
Второй фактор, определяющий высокую роль факультета, заключается в том, что с первых же дней своего существования он тесно связал свою жизнь с жизнью Физико-технического института. В значительной степени эти два учреждения, особенно в начальные годы, были как бы членами одной семьи. Студенты факультета физических специализаций проходили производственную практику в Физико-техническом институте, работали там, а наиболее одаренные после завершения курса обучения оставались там навсегда. С другой стороны, многие научные сотрудники Физико-технического института вели на факультете активную преподавательскую деятельность. Две организации были объединены в единый, крепкий, здоровый организм.
Эта взаимосвязь факультета с исследовательским институтом давала очень много тому и другому, особенно, конечно, студентам факультета, будущим инженерам-физикам. К настоящей лабораторной обстановке многие из них приобщались на самой ранней стадии учебного цикла, фактически с первого же курса. Это было замечательной и очень разумной научно-организационной
мерой, введенной акад. Иоффе. Студенты-физики, еще ровным счетом ничего не понимающие в науке, работают в физической лаборатории, выполняя сначала функции самого неквалифицированного препаратора, затем лаборанта. Они постепенно осваивают сложную экспериментальную технику, приучаются работать руками, и на протяжении всех пяти лет обучения в вузе их окружает подлинная научная атмосфера, со всей присущей ей спецификой. Будущие ученые, но пока еще дети в науке, слушают разговоры своих старших товарищей, их научные споры, обсуждения того или иного вопроса, участвуют в лабораторных и общеинститутских семинарах, на которых докладываются оригинальные работы и делаются обзорные сообщения. Да, Иоффе прекрасно понимал, как нужно воспитывать молодых людей, чтобы из них получились преданные науке ученые.
Подобный метод приводил к тому, что к моменту окончания вуза те выпускники, которые работали в лабораториях Физико-технического института, обладали уже солидным опытом, они владели экспериментальным мастерством, конечно, не в совершенстве, но в достаточной степени, чтобы, придя в лабораторию, теперь уже на всю жизнь, не чувствовать себя в ней посторонним человеком. И, главное, они уже хорошо понимали своеобразную прелесть научной обстановки, стремились в нее окунуться и никогда ее не покидать. Вот почему наиболее способные воспитанники физических специальностей Физико-механического факультета обычно направлялись на постоянную работу в физические научно-исследовательские институты, где довольно быстро вырастали в крупных ученых.
Выступая с приветственным словом по поводу шестидесятилетия А.Ф. Иоффе, директор Института физических проблем акад. П.Л. Капица сказал: «Абрам Федорович, я приветствую Вас от самого молодого института физиков, от Института физических проблем, которому всего только 4 года.
Когда 4 года тому назад мне пришлось организовывать этот институт, то оказалось, что все его сотрудники были Вашими учениками или питомцами Вашего факультета. Таким образом, этот институт является отпрыском Вашей школы. К этому надо прибавить, что и я являюсь Вашим воспитанником. Правда, был перерыв, когда я находился в Англии, но, по существу, я — Ваш ученик».