Значение Физмеха
(МСС, стр. 302-303)

     В жизни нашей страны Физмех сыграл буквально выдающуюся роль. Переоценить ее трудно. Для советской физики эта роль особенно велика, ее определяют два основных фактора. Первый из них заключается в том, что впервые в Советском Союзе факуль­тет нашел в себе силы и возможности сформировать тип такого физика-исследователя, который более всего подошел к условиям современной физической лаборатории, оснащенной сложным обо­рудованием, лаборатории, успешно работающей лишь в контакте с конструкторами, разрабатывающими для нее разнообразные экспериментальные установки, и механической, радиотехнической и стеклодувной мастерскими, осуществляющими эти разработки. Работа физика в современной лаборатории подчас усложняется необходимостью контактирования с радиотехником, химиком, электриком и другими специалистами. Между тем в современной физической лаборатории руководящая роль принадлежит именно физику, и он должен задавать тон. А для этого физик должен об­ладать широким кругозором и соответствующими познаниями в области инженерных наук.
     Именно такого рода специалистов и выпускал Физико-механи­ческий факультет, приумноживший и развивший славные тради­ции Политехнического института и создавший свои собственные.
     Особенно сейчас мы понимаем, какое великое дело сделал Иоффе, добившись в 1919 г. организации Физико-механического факультета. Вряд ли ошибется тот, кто скажет, что быстрые и зна­чительные наши успехи в области ядерной физики, в том числе, конечно, и прикладной, в первую очередь обязаны замечательной деятельности непосредственных учеников Иоффе и питомцев Фи­зико-механического факультета.
     Второй фактор, определяющий высокую роль факультета, заключается в том, что с первых же дней своего существования он тесно связал свою жизнь с жизнью Физико-технического ин­ститута. В значительной степени эти два учреждения, особенно в начальные годы, были как бы членами одной семьи. Студенты факультета физических специализаций проходили производствен­ную практику в Физико-техническом институте, работали там, а наиболее одаренные после завершения курса обучения остава­лись там навсегда. С другой стороны, многие научные сотрудники Физико-технического института вели на факультете активную преподавательскую деятельность. Две организации были объеди­нены в единый, крепкий, здоровый организм.
     Эта взаимосвязь факультета с исследовательским институтом давала очень много тому и другому, особенно, конечно, студен­там факультета, будущим инженерам-физикам. К настоящей ла­бораторной обстановке многие из них приобщались на самой ран­ней стадии учебного цикла, фактически с первого же курса. Это было замечательной и очень разумной научно-организационной мерой, введенной акад. Иоффе. Студенты-физики, еще ровным сче­том ничего не понимающие в науке, работают в физической лабо­ратории, выполняя сначала функции самого неквалифицирован­ного препаратора, затем лаборанта. Они постепенно осваивают сложную экспериментальную технику, приучаются работать ру­ками, и на протяжении всех пяти лет обучения в вузе их окружает подлинная научная атмосфера, со всей присущей ей спецификой. Будущие ученые, но пока еще дети в науке, слушают разговоры своих старших товарищей, их научные споры, обсуждения того или иного вопроса, участвуют в лабораторных и общеинститут­ских семинарах, на которых докладываются оригинальные ра­боты и делаются обзорные сообщения. Да, Иоффе прекрасно по­нимал, как нужно воспитывать молодых людей, чтобы из них по­лучились преданные науке ученые.
     Подобный метод приводил к тому, что к моменту окончания вуза те выпускники, которые работали в лабораториях Физико-технического института, обладали уже солидным опытом, они владели экспериментальным мастерством, конечно, не в совер­шенстве, но в достаточной степени, чтобы, придя в лабораторию, теперь уже на всю жизнь, не чувствовать себя в ней посторонним человеком. И, главное, они уже хорошо понимали своеобразную прелесть научной обстановки, стремились в нее окунуться и ни­когда ее не покидать. Вот почему наиболее способные воспитан­ники физических специальностей Физико-механического факуль­тета обычно направлялись на постоянную работу в физические научно-исследовательские институты, где довольно быстро вы­растали в крупных ученых.
     Выступая с приветственным словом по поводу шестидесяти­летия А.Ф. Иоффе, директор Института физических проблем акад. П.Л. Капица сказал: «Абрам Федорович, я приветствую Вас от самого молодого института физиков, от Института физиче­ских проблем, которому всего только 4 года. Когда 4 года тому назад мне пришлось организовывать этот институт, то оказалось, что все его сотрудники были Вашими уче­никами или питомцами Вашего факультета. Таким образом, этот институт является отпрыском Вашей школы. К этому надо при­бавить, что и я являюсь Вашим воспитанником. Правда, был пе­рерыв, когда я находился в Англии, но, по существу, я — Ваш ученик».


Последнее обновление: 15.07.2011