(Для увеличения любого изображения кликните на него)
Московский Кремль это не только резиденция главы государства, но и крупный музейный комплекс, открытый для посещения с 1955 года. Есть и сайт музеев. Очень приятно, что директором этих музеев является дочь Юрия Гагарина (назначена В. Путиным - см. в Википедии).
Пока представляю здесь для ознакомления / завлечения только материалы, относящиеся к основным соборам, построенным полтысячи лет назад. Эти планы на 6 языках стоят на стендах при входе в соборы.
В кассовом павильоне расположен и музейный магазинчик, где можно приобрести путеводители (их там мало), фотоальбомы (в основном дорогие), DVD (хороший DVD -- "Сердце России", на 104 мин, 150 руб.). Ещё есть киоск в Благовещенском соборе, где как раз и можно приобрести путеводители и буклеты по доступным ценам.
Общий план Кремля | Основные достопримечательности |
Для ориентации в Кремле по сторонам света достаточно помнить, что Москва-река протекает вдоль южной стены Кремля, а иконостасы в соборах находятся при восточной стене.
При первом посещении таких сложных музейных объектов как соборы бывает трудно сразу разобраться в том, что именно представляет здесь наибольшую ценность и чему уделить наибольшее внимание. Поэтому я постарался здесь выделить наиболее значимые экспонаты.
Ансамбль Соборной площади сформировался в основном в результате масштабного строительства, затеянного Иваном III (правил в 1462-1505 гг.), дедом Ивана Грозного.
Общий план собора | Некрополь Архангельского собора |
Великокняжеский Архангельский собор (в честь архангела Михаила) - усыпальница великих князей и царей московских. В основном это Рюриковичи, ибо из Романовых здесь похоронены только самые первые (а с Петра I - в Петербурге, в Петропавловском соборе). В некрополе Архангельского собора 54 захоронения, из них 52 находятся под плитами пола, две раки стоят на полу. Над захоронениями в XVII в. установлены 46 надгробий (иногда одно надгробие над двумя или тремя захоронениями). К 300-летию дома Романовых надгробия были заключены в медные застекленные футляры. Первым (ещё в предшествующем здании собора) был захоронен собиратель московских земель Иван Калита (1340 г.), внук Александра Невского. Но самые древние мощи - Михаила Черниговского (1246 г.), перенесённые из Чернигова. Здесь покоятся Дмитрий Донской (1389 г.), Иван III (1505 г., дед Ивана Грозного), Василий III (1533 г., отец Ивана Грозного), сам Иван IV Грозный (1584 г.), Василий Шуйский (1612 г.). Из Романовых - Михаил Федорович (1645 г.), Алексей Михайлович (1676 г.) и их дети. Борис Годунов первоначально тоже был захоронен здесь, но при Василии Шуйском его прах был перенесён в Троице-Сергиеву лавру. Захоронение Ивана Грозного (и двоих его детей) находится в алтаре, за иконостасом.
Собор замечателен своим величественным четырех-ярусным иконостасом и стенными росписями. Иконостас выглядит довольно ярко, видимо, сравнительно недавно реставрировался. Самая ценная - храмовая икона "Архангел Михаил", относимая к концу XIV века, к школе Феофана Грека. В нижнем ряду стенописи как правило представлены условные портреты захороненых здесь великих князей и царей. Большая часть росписей - на евангельские темы. По сравнению с иконостасом стенопись выглядит довольно бледной. В целом собор производит впечатление величественности и красоты. Хотя мне так и не удалось поставить себя на место верующего тех времён, для которого иконы и росписи были живым обращением к душе, вели с ней диалог через знакомые и яркие образы-символы.
Архангельский собор -- самый итальянский из кремлёвских соборов. Первоначально имел краснокирпичный цвет с белыми архитектурными украшениями.
Как человек, не раз бывавший в соборах, могу засвидетельствовать, что современные цветные фотографии в путеводителях и буклетах очень хорошо передают и иконы и стенные росписи. Правда, яркость красок явно усилена, но это наблюдается и в современных живописных альбомах. В реальности в соборах вам либо не хватает света, либо вы не можете хорошо разглядеть то, что находится довольно высоко.
Наиболее ценное в Архангельском соборе -- великокняжеские и царские захоронения и фрески.
Наиболее интересные экспонаты :
Общий план собора | Интерьер собора |
Успенский собор был главным кафедральным собором Русского государства. [пока не готово]
Наиболее интересные экспонаты : [пока не готово]
Общий план собора | Святыни царского храма. Выставка икон. |
Благовещенский собор был домовой церковью великих князей московских и царей. С XV века настоятели Благовещенского собора были царскими духовниками. Наиболее древний высокий (5-ярусный) иконостас с иконами Феофана Грека и Андрея Рублева. Основные мотивы стенных росписей -- Апокалипсис и родословная Христа ("Древо Иессеево"). На сводах Собора изображён род Христа, в который включены русские великие князья – Дмитрий Донской, Василий Дмитриевич, Иван III, Василий III, а также античные философы и поэты – Платон, Плутарх, Аристотель, Вергилий, Зенон, Фукидид и др. Все они, согласно старой росписи XVI века, были родственниками Христа! В южной галерее выставлен также иконостас XVI в. из придела Архангела Гавриила. Удивительно, что в росписях Благовещенского собора в изобилии присутствуют античные классики ("двенадцать языческих мудрецов"): Сократ, Платон, Аристотель, Птолемей, Зенон, Диоген, Фукидид, Менандр, Плутарх, Эврипид, Гомер (Омирос), Вергилий!
Наиболее интересные экспонаты :
Знаменитая икона "Богоматерь Донская" (конец XIV в.) сейчас находится в ГТГ.
Хорошую подробную статью (с иллюстрациями) о Благовещенском соборе можно прочитать здесь. Кроме того имеется целый ряд интересных статей на сайте "Краевед" :
Общий план церкви | Выставка русской деревянной скульптуры в церкви |
Церковь Ризположения -- домовый храм московских митрополитов, а с 1589 г. - патриархов. С XVII в. эта роль перешла к церкви Двенадцати апостолов.
Наиболее интересные экспонаты :
Карта России от 1872 г. (вышивка)
Отсканирована из буклета выставки
(правый край обрезан - не поместился)
Фото 1. На выставке эта кольчуга обозначена как кольчуга Ермака. А шлем входил в набор вооружений царя Алексея Михайловича. |
Фото 2. Подробности об этих экспонатах см. на Фото 4. |
Фото 3. | Фото 4. |
Видимо, эта выставка должна напомнить всем о признанных границах Российской империи в XIX веке. О том, чей был Крым, о том, что и в помине не было никакой Украины. О том, что был Ништадтский мир, зафиксировавший границу с Финляндией (входившей в состав Швеции).
Напоминание о Ништадтском мире см. на Фото 3 - пункт 53 каталога.
На Фото 4 в пунктах 59-68 перечислены экспонаты, связанные с заключением Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией (предопределившего судьбу Крыма) и окончательным
присоединением Крыма.